Православный храм, его проектирование и строительство – заманчивый заказ для любого архитектора. Что вполне понятно. Храм – это смысловой центр любой архитектурной композиции, это возможность для творческого самовыражения, для полета фантазии, для применения всего спектра своих навыков. Как всякий артист мечтает о роли Гамлета, так архитектор – о том, чтобы спроектировать и построить храм.
«
Товариществу реставраторов» в этом смысле очень повезло – на протяжении десятков лет мы занимаемся только проектированием, строительством и реставрацией православных храмов. И это абсолютно осознанный выбор. Церковная архитектура – молодая специальность, и сегодня очень часто не только заказчикам, но и архитекторам не хватает опыта и профессиональных знаний в этой сфере. Восполнить пробел можно, если сосредоточить все свои творческие силы на храмовом строительстве, не растрачиваясь на другие заказы.
Известно, что храмовая архитектура в России на протяжении веков вместе с обществом и государством переживала очень разные этапы. Это и расцвет, и попрание, и подъем, и разорение, и, все-таки, опять подъем. С чего все началось?
Православный храм появился в древних славянских городах как инородный объект. Архитектура его была привнесена вместе с новой верой и, как и вера, адаптировалась, получила свой язык, свой колорит, свою неповторимость, став неотъемлемой частью российского города. В развитии русской храмовой архитектуры условно можно выделить следующие этапы:
– домонгольский период Х–ХIII вв. (Софийские соборы в Киеве и Великом Новгороде,
новгородские и псковские храмы, белокаменные владимирские храмы, Андроников монастырь в Москве);
– расцвет времен становления государства ХV–XVII вв. (московские храмы Василия Блаженного и Вознесения в Коломенском, храмы Кремля, ярославские и ростовские храмовые ансамбли);
– «синодальный период» XVIII–XIX вв. – петровские реформы, церковный раскол, отмена патриаршества, ориентация на запад во всем, включая церковную архитектуру (Исаакиевский, Казанский и другие соборы Санкт-Петербурга, Большое Вознесение в Москве, Ярмарочный собор в Нижнем Новгороде);
– «новорусский стиль» конца XIX – начала ХХ в. до 1917 г., которым завершилось развитие церковной архитектуры (Марфо-Мариинская обитель и Воскресенский храм в Сокольниках, старообрядческие церкви).
Когда сегодня архитектор
проектирует православный храм, он сам решает для себя, к каким образцам из этого наследия обращаться, и обращаться ли к ним вообще. Конечно, в храмовой архитектуре, как и в любой сфере человеческой деятельности, можно пытаться начать все с чистого листа. Но всегда ли это оправданно? Очевидно, что новое слово в церковной архитектуре пока никому не удалось сказать. Почему? – Потому что авангардизм в церкви – это нонсенс. Церковь – консервативный институт по самому своему определению, хранящий вечные ценности. И таинства, и традиции, и песнопения, и облачения – все это имеет глубокую символику, а потому должно оставаться и остается незыблемым. Научно-технический прогресс не здесь надо применять.
Другая большая проблема – современные строительные материалы. Многие специалисты уже не видят смысла в том, чтобы проектировать и рассчитывать тот же свод, арочный пролет или колонну из кирпича. Есть бетон, металл, различные полимеры, и можно сымитировать все, что угодно. И не надо делать массивные столбы, и не надо соблюдать радиус свода или арки, и не нужна уже метровая толщина стены. Не говоря уже о декоре, золоте,
резьбе, лепнине и т.д., - все это можно заменить дешевой имитацией. И в результате мы получаем некий макет в натуральную величину, бутафорскую обманку, примитивную дешевку. Церковь не может быть основана на обмане. Здание храма и все в нем должно быть настоящим.
У «Товарищества реставраторов» есть свой подход к вопросам развития храмовой архитектуры. Естественный его ход был прерван в 1917 году, и мы не имеем права идти вперед, изобретать новые формы, не осмыслив наследия прошлого, лучших образцов Х-XVII веков, не приблизившись к мастерам начала ХХ века, не определив, где настоящее, а где наносное. Храм всегда отличался от обычного дома и своим назначением, и материалом, и конструкцией, и стоимостью. Так что желание многих связать его с современной застройкой или приблизить к представлениям о «прекрасном», сформированным в субкультуре «новых русских», не оправданно. Технологические и конструктивные приемы в церкви выработаны веками и сложились не по скудоумию наших предков, а в результате накопленного опыта. И только по неосмотрительности можно уверенно говорить, что научно-технический прогресс решил все проблемы с изобретением новых строительных материалов. Это колоссальный риск и огромная ответственность – применять в строительстве храма пусть прогрессивные, но не проверенные временем полимеры.
В кирпичном храме, который расписан фресками, стены «дышат», впитывают в себя влагу, а потом долго ее отдают: часть – наружу, часть – внутрь. Поэтому в старинных храмах никогда не бывает очень холодно или очень душно. Так что архитектурная традиция тут не просто выполняет эстетические функции – следование ей помогает решать многие практические вопросы. В храме, спроектированном и построенном с учетом опыта прошлых веков, людям легко и молиться, и дышать. И конечно, такие храмы выглядят очень красиво. Именно поэтому современным зодчим и важно, и полезно обращаться к опыту наших предшественников и пытаться переосмыслить их творчество в контексте нашего времени.
Андрей АНИСИМОВ,
главный архитектор
«ТОВАРИЩЕСТВА РЕСТАВРАТОРОВ»