Образ храма Иоанна Предтечи возник из его посвящения и решен в традициях шатровой архитектуры. Для творческого коллектива "Товарищества Реставраторов. Мастерских Андрея Анисимова" обращение к этому стилю не было простым поиском форм. Многочисленные экспедиции по Русскому Северу и древнерусским городам, позволили еще в молодости, если не понять, то почувствовать начинающему архитектору
Андрею Анисимову то, что наши предки вкладывали в шатры своих храмов нечто большее, чем просто красивую форму.
Православная традиция шатровых храмов является своеобразным продолжением крестово-купольной византийской схемы с мотивами, пришедшими из деревянного зодчества. Наиболее известный пример
шатрового храма – церковь Вознесения в селе Коломенском. Храм-памятник, устремленный в небо и в то же время символизирующий нисходящий с неба Свет, являет собой в чистом виде Образ. Именно такой образ одноглавого шатрового «восьмерика на четверике» возник при
проектировании храма в Братееве.
ХРАМ
Задуман он был как белокаменный, но его нынешнее воплощение несколько отличается от идеи (полноценный кирпич под обмазку известковым раствором был заменен на желтый, в связи с чем исчезли тесанные детали, а шатер стал металлическим и потерял изящный излом). Храмовый комплекс формировался из блоков с обширными социальными функциями и размещался в непосредственной близости от жилых домов. Находясь рядом с метро, вход в примыкающую к храму постройку с часовней и церковной лавкой, был сориентирован «во вне», чтобы каждый желающий имел возможность попасть в него прямо с улицы даже в позднее время, не заходя в храм. Поскольку у автора было понимание, что в современных условиях не имеет никакого смысла конкурировать с высотной жилой застройкой, было принято решение не подчинить, а противопоставить храм достаточно унылой застройке бульвара и тем самым привлечь к нему внимание.
В основу симметричной планировки храма Предтечи положена крестообразная композиция из постепенно понижающихся от центра объемов: в западном располагается притвор, в восточном - алтарь с граненной апсидой. Основной вход в храм осуществляется через нижний ярус (паперть). На втором ярусе находятся хоры. Габаритные размеры в плане составляют 33.31 х 42.22 метра, а высота до верха креста - 47.25.
ДОМ ПРИЧТА
Дом причта состоит из двух корпусов, соединенных между собой звонницей. Один корпус одноэтажный с подвалом и мансардой предназначен для хозяйственных нужд прихода. Другой – двухэтажный, в нем располагаются иконная лавка, крещальня, домовый храм, а также кабинеты причта и гостевые кельи. Г-образная форма здания обусловлена сложным функциональным зонированием внутреннего пространства и композиционным подчинением главному храму.
Стилевое решение фасадов здания подчинено архитектуре главного храма и имеет своим прототипом жилые каменные палаты конца XVII века ( палаты Ромодановских в Курске, дом Дергаловых в Тутаеве, дом Белова в Гороховце и палаты Романовых в Москве), где массивные кирпичные стены обмазываются известковым раствором и белятся. Основной цвет - белый теплого оттенка. Разновеликие арочные окна имеют декоративные наличники. Окна первого этажа забраны коваными металлическими решетками, а вентиляционные шахты на крышах оформлены под дымники XVII в.
Подробнее на страннице проекта: